Споттер: что это такое и как им работать?

Ремонт автомобилей нередко предполагает использование сварки. Если для крупных работ пригождается классический полуавтомат, то для исправления мелочей, где нет разрывов, но есть вогнутость, есть свое устройство, которое называется сварочный споттер. Порой поврежденное место настолько труднодоступное, что полуавтоматом к нему просто не подобраться, да и дефект не настолько велик, чтобы применять к нему обычную сварку. Поэтому был сделан специальный споттер для рихтовки, о котором будет рассказываться далее.

Что такое споттер, как он работает, устройство и принцип действия

Что это такое?

Чтобы понять принцип работы этого устройства, сначала нужно узнать, что такое споттер. Он представляет собой своеобразную облегченную версию сварочного аппарата, который используется для точечной сварки. В большинстве случаев такая технология пригождается для выполнения рихтовки, то есть выравнивания механически изогнутых мест, на автомобилях.

Так, споттер помогает деталям вернуть себе изначальную геометрическую форму и применяется в основном для:

  • капотов;
  • дверей;
  • крыш;
  • крыльев и т. д.

Обрабатываться могут как мелкие дефекты, так и сложные повреждения от столкновений.

При помощи споттера можно рихтовать вмятины практически любой сложности
При помощи споттера можно рихтовать вмятины практически любой сложности

Устройство и принцип действия

Несмотря на то, что споттер сам по себе небольшой (средний вес 12–15 кг) и выглядит как коробка с двумя кабелями, он имеет разные режимы работы и насадки для них. Это позволяет применять его во многих ситуациях разной сложности. Но насадки — не самое главное в составе споттера для точечной сварки, все же основными элементами будут:

  • Источник питания с блоком контроля, кнопками и тумблерами с обозначениями режимов.
  • Кабель массы.
  • Пистолет с клеммами, который нужен для приваривания крепежей и тянущих усилий.

От корпуса идут два кабеля — рабочий провод с пистолетом на конце, которым оперирует сварщик, и масса. На конце пистолета как раз может быть крюк, электроды, обратная присоска, обратный молоток и другие адаптеры.

Сварочный споттер с полным комплектом инструмента и оборудования готовый для работы
Сварочный споттер с полным комплектом инструмента и оборудования готовый для работы

Все это позволяет при работе споттера применять к металлическим деталям короткие и мощные импульсы тока, которые помогают клеммам вытягивать вмятины. Так обрабатываемая поверхность проплавляется не полностью и сохраняет целостность с обратной стороны. Достигается это благодаря источнику питания, который имеет сварочное напряжение1,5-2В, а импульсный ток около 2500–3000А. Мощность, а также сила тока задается вручную, при таких параметрах можно легко рихтовать металлические листы толщиной от 0,5 до 1,5 мм.

Читайте также:  Как настроить маску Хамелеон для сварки

Типы споттеров

Споттеры делятся на виды по разным признакам. Например, в зависимости от того, какой источник питания установлен, они могут быть инверторными или трансформаторными. Инверторные, помимо всего, могут быть только стационарными, а вот трансформаторные — ручными или стационарными.

Ручные устройства могут использоваться только для прикрепления крепежных гвоздей в установленных режимах. А вот стационарные инверторные экземпляры выполняют точечные сварки, то есть клещами или пистолетом, а также могут применять угольные электроды для отжига.

Также споттеры могут быть со стандартной мощностью, рассчитанной на 220В, или мощными, с расчетом на 380В.

Как работать споттером

Делать сварку споттером нетрудно, с ней хорошо справится даже новичок. А если немного потренироваться, то можно быстро научиться выравнивать вмятины вне зависимости от того, где они расположены, а также пользоваться разнообразными насадками. Тем более что существуют инструкции, как нужно работать с простыми и сложными дефектами.

Для удобства при работе споттером часто используется обратный молоток
Для удобства при работе споттером часто используется обратный молоток

Перед началом работы обрабатываемую поверхность нужно подготовить. Для этого с нее удаляются грунтовка, краска, лак и все другие слои дополнительной обработки. Вокруг все заклеивается малярным скотчем, чтобы остальное покрытие не повредилось.

После, чтобы устранить мелкие вмятины авто, нужно действовать так:

  1. Подключить клемму «минус» к кузову для заземления.
  2. Установить крепежи, то есть к деформированному участку приварить фиксаторы, например, петли, крючки и другие детали.
  3. Подготовить инструменты и пуллер.
  4. Вытягивать элементы до восстановления формы. Прилагать больших усилий не нужно.
  5. Отделить крепежи, для этого используется болгарка.
  6. Зачистить поверхность, чтобы та была готова к нанесению защитных и декоративных покрытий.

Обычно здесь не требуются какие-то сложные насадки, только обратный молоток, которым постукивают для упрощения выравнивания.

Чтобы работать с серьезными повреждениями, нужно:

  1. Подключить к кузову «минус» для заземления.
  2. Приварить фиксаторы не только к месту, которое нужно выровнять, но также вдоль вмятины, особенно там, где наиболее глубокие повреждения.
  3. Постепенно вытягивать каждый элемент по чуть-чуть до полного восстановления всей поверхности.
  4. Использовать большой обратный молоток (без сильных ударов).
  5. Отделить крепежи.
  6. Зачистить поверхность, подготовить для покраски.
Читайте также:  Отличие сварочного автомата от полуавтомата

Следы от ударов обычно восстанавливаются с помощью обратных присосок, которые возвращают на место большую часть, а вот мелкие остатки доделывают обычным методом.

Но когда появляются ребра жесткости, когда создается сильный загиб, пригодится уже угольный электрод, который предварительно разогревает поверхность, из-за чего к ней проще применять описанные способы выравнивания.

Стоппером можно даже сваривать металлические детали между собой, но только очень небольшие и тонкие. Иногда это даже лучше обычной сварки, так как сварочный аппарат может повредить особенно тонкие элементы уже на стадии нагревания.

Работать споттером не трудно, но перед выполнением ответственных работ лучше сначала потренироваться на простых деталях.

Выбор споттера

На стоимость устройства, а также его выбор повлияют такие критерии, как:

  • Тип преобразователя. Чаще всего он трансформаторный, так как это дешевле и надежнее, чем инверторный вариант.
  • Тип сварки. Дешевле будет односторонняя сварка, но двусторонняя эффективнее.
  • Производительность. Если детали, с которыми предстоит работать, просты, то стандартной мощности будет достаточно. Усиленные пригодятся для сваривания по точкам, особенно прочных деталей.
  • Комплектация насадок.

Споттеры очень помогают рихтовке, восстанавливая любые поверхности, но все равно являются специализированным оборудованием, поэтому моделей на рынке не так много. Популярные бренды — Telwin (Италия), а также Garwin и Nordeberg (Германия). Они дорогие, но качество соответствует цене, так как диапазон функциональных способностей широк. На цену здесь также влияет то, что они производятся в Европе.

Например, Garwin GS5000 и 6000 подойдет для небольших СТО, а Garwin GS9000 — уже для крупных производств. Если же искать что-то для частного пользования, здесь подойдет Telwin 5000. То есть не обязательно покупать дорогое оборудование, если споттер покупается для личного и нечастого применения.

Дополнительно может быть интересен Fubag (Германия). Его устройства производятся в Китае, из-за чего цена ниже, но качество профессионалы все так же оценивают высоко.

Делать ремонт споттером просто, если знать его элементы, а также уметь их правильно использовать на маленьких и крупных повреждениях автомобилей. А эта статья поможет не только понять принцип работы этого устройства, но также правильно его выбрать как для СТО, так и частного использования.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector